Величания

Величания

ВЕЛИЧА́НИЯ — 1) праздничные формульные прославления (где меняются имена) Спасителя, Богоматери и святых, к которым присоединяются избр. псалмы, поются священнослужителями посреди храма (перед аналоем с иконой соответствующего праздника) на утрени, после полиелея, перед чтением Евангелия. В. наз. также припевы после 8-й песни канона (когда не поется "Честне́йшая"). В. (задостойники) поются и на литургии вместо "Досто́йно есть, яко вои́стину…"; 2) вид свадебных песен, характерный в осн. для 2-й, "радостной", половины обряда. В. поют девушки — обычно подружки невесты, кроме тех случаев, когда они не допускаются на пир в доме жениха. Каждое В. адресуется одному участнику свадьбы (в крайнем случае двум молодым, родителям, супружеской паре из числа гостей) и прославляет, возвеличивает его (в нар. терминологии петь к.-л. В. — "навеличивать" его). Адресат обязан "отдариться". Аналогия этих прославлений (описание неслыхан. богатства и т. п.) с сюжетами колядок (адресованных не индивиду, а дому) и др. благопожелательн. текстов доказывает, что "комплиментарность" имеет и "магическую", продуцирующую функцию (гиперболически описываемое благополучие должно в какой-то мере осуществиться в реальности), но было бы наивно сводить к ней весь смысл В. Гл. роль в свадьбе играют, несомненно, В. молодых (жениха и невесты, а затем новобрачных), где появляются такие обрядовые наименования, как князь и княгиня. Они также б. других В. насыщены мифологич. мотивами (напр. расцветание природы при приближении жениха и или невесты, любопытно, что в авторской одической поэзии нового времени этот мотив трансформируется в прославление царя — князя). Прочие величания, хотя и обращены каждое к отд. индивиду, группируются по сюжетам в типы по обрядовым ролям: "свахе", "дружке", "матери или отцу молодой", "неженатому гостю". Персонажи (адресаты) В. и, соответственно, персонажи обряда с этой т. з. делятся на тех, кого наз. по ролям (сваха, дружка, тысяцкий и т. п.), и тех, кого наз. по имени. При этом для В. характерна особая формула: имя и отчество появляются в параллельных строках: "Глеб холост / Иванович неженат" (пример, подробно разобранный Р. О. Якобсоном), что, кроме проч., объясняется прагматикой отчества, "присоединяемого" к имени: молодых именно теперь, в свадьбе, начинают называть по имени-отчеству. Это связано с др. (бытовым) значением глагола "величать", "называть или обращаться по (имени и) отчеству", ср. былинную формулу "выспрашивания": "Как тебя именем зовут / Как величают по отечеству" (имя и отчество — в параллельных строках) и бытовую формулу "как тебя звать-величать" (это не синонимы, а именование по имени и по отчеству соответственно). Своеобр. инверсией В. являются т. н. корильные песни.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Величания" в других словарях:

  • Величание — Величание  в ряде православных церквей краткое торжественное молитвенное песнопение, употребляемое на службе с полиелеем или на всенощном бдении. Название происходит от слова «величаем», с которого начинается большинство данных песнопений.… …   Википедия

  • ВЕЛИЧАНИЕ — краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова), в т. ч. и в великие праздники; поется как припев к стихам избранного псалма …   Православная энциклопедия

  • «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» — [греч. ῎Αξιόν ἐστιν; слав. ], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева величания …   Православная энциклопедия

  • Семейно-обрядовый фольклор — тексты, сопровождающие совершение сем. обрядов (и, несколько шире, обрядов жизненного цикла). Соотв. это тексты, сопровождающие все осн. события в человеч. жизни. С одной стороны, по признаку обрядовой приуроченности они относятся к обряд.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ — Б. п., дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели …   Православная энциклопедия

  • Церемониал — (от слова: церемония ряд действий или изъявлений символического характера, традиционно обязательных в тех или других случаях общественной или религиозной жизни) употребляется в трояком значении. В обширном смысле слова под Ц. подразумевается весь …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сурваки — Веточка сурвачка Сурваки (болг. Сурва, Сурава; родоп. Сурвак; южносерб., макед. Сурва) …   Википедия

  • ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ — [церковнослав. ; греч. ἀγρυπνία, παννυχίς; лат. vigilia], в широком смысле слова аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви особый комплекс служб суточного …   Православная энциклопедия

  • Богатыри — Богатыри. Слово богатырь в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других славянских языках это слово не известно, кроме польского, в котором оно является… …   Биографический словарь

  • Мусоргский, Модест Петрович — (1839 1881) талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»